Спиритуализм (от лат. spiritualis — духовный, spiritus — душа, дух) — религиозно-философское течение, в основе которого — вера в реальность посмертной жизни и возможность общения с духами умерших посредством медиумов.
Название спирити?зм (спиритуализм)  образовалось от от лат. spiritus — «душа, дух».

Спиритуализм (франц. spiritualisme, от лат. spiritualis — духовный, spiritus — душа, дух), объективно-идеалистическое философское воззрение, рассматривающее дух в качестве первоосновы действительности, как особую бестелесную субстанцию, существующую вне материи и независимо от неё. Как философский термин был введён в употребление В. Кузеном; в дальнейшем С. стали называть ряд школ и направлений преимущественно во франц. и итал. философии 19—20 вв. (Ж. Равессон, Ж. Лашелье, Э. Бутру, А. Розмини-Сербати, В. Джоберти, Ш. Ренувье, М. Шакка, А. Бергсон, Л. Лавель и др.). По существу своему спиритуалистическими являются все религиозные верования в бытие бога и бессмертие души. В философии С. характеризует самые разнообразные учения древности и нового времени, утверждающие в противоположность материализму субстанциальность духовного начала (Платон, Августин, Г. Лейбниц, Дж. Беркли и многие др.). Иногда в понятии С., в противоположность интеллектуалистическим формам идеализма, акцентируются иррациональные аспекты духа, рассматриваемого при этом как некая целостность, не сводимая к разуму, идее и каким-либо др. отдельным своим проявлениям. БСЭ.

 

Спиритуализм — философское направление, противоположное материализму (некоторые отожествляют С. с идеализмом; спириты тоже иногда свое учение называют С.). Как материализм исходит из фактически данной противоположности явлений материального и духовного порядка и сводит вторые к первым, точно также и С. исходит из той же апории, но решает ее в противоположном духе, т. е. сводит явления материального порядка к духовным. Посредине между С. и материализмом стоит дуализм, признающий субстанциальное значение материи и духа. С. гораздо богаче и разнообразнее, чем материализм; слабые стороны материализма являются доводами в пользу С. и наоборот. В С. можно различить следующие направления: дух (а следовательно, и душа) может быть понимаем в смысле субстанциальном или же в смысле динамическом, причем тело может быть рассматриваемо как чистое явление человеческого сознания, или же телу может быть приписана относительная реальность. Абсолютным С. можно назвать то направление, которое душу рассматривает как субстанцию, а тело как чистое представление. Относительным С., приближающимся к дуализму, можно назвать то направление, которое признает за телом самостоятельное существование, но рассматривает тело как продукт душевной деятельности. Остальные формы С., рассматривающие тело как множественность субстанций однородных с душой, или же как средоточие душевной деятельности, — приближаются к монизму, т. е. к признанию единого субстанциального бытия с различными сторонами деятельности, представляющимся познанию противоположными. Примером абсолютного С. может служить учение Беркли (см.). К относительным спиритуалистам следует отнести Аристотеля с его знаменитым определением души как «первой энтелехии физического тела, способного к жизни»; это определение рассматривает отношение души к телу как отношение формы к материи, деятельности к возможности; душа придает форму телу и своей деятельностью создает тело. Формулу Аристотеля повторяет Фома Аквинат (с некоторым, впрочем, приближением к дуализму) и многие из новых психологов, например Карус, Шуберт, Бурдах, отчасти Фихте младший и др. Динамическое воззрение на душу выразил Лейбниц, а за ним Гербарт и Лоце. Наконец Фихте старший (и отчасти Шопенгауэр) смотрит на душу как на деятельность, на тело как на представление или явление сознания. Следить за различными формами С. в новой философии значило бы написать целую историю новой философии, ибо вся она более или менее проникнута спиритуалистическими тенденциями, родственными идеализму и враждебными материализму. В пользу С., как тенденции, можно привести много различных доводов, и выгоды теоретические и практические С. весьма значительны. Во-первых, анализ познавательных процессов говорит за С. и против материализма; как бы мы не смотрели на знание, т. е. как на процесс, дающий нам лишь представления, или же как на процесс, знакомящий нас с самими предметами, во всяком случае, это процесс, всецело принадлежащий душевной сознательной жизни, ни мало не похожий на механические процессы внешнего мира. Но, оставив в стороне гносеологию и становясь на почву самых фактов, придется сказать, что и тут недостаточность механического мировоззрения понуждает перейти на точку зрения телеологическую, вытекающую из С. Процессы жизненные и сознательные, рассмотренные не с внешней точки зрения, заставляют предположить в теле и вообще в природе деятельное начало, созидающее сообразно идеальным началам, а не по внешним причинам. Множество фактов, относящихся к этому вопросу, собрано у Гартмана в его «Философии бессознательного». Наконец, с точки зрения С. можно защищать свободу, как свойство человеческого духа (не в смысле, конечно, свободы выбора) и таким путем найти доступ к решению практических и религиозных вопросов. Вообще говоря, С., как теория более широкая и объемлющая, может признать за механическим воззрением некоторое значение, но не наоборот. В детальном проведении взглядов С. нельзя, однако, не отметить существенных трудностей. Если нельзя отрицать возможности спиритуалистического толкования фактов естествознания, то в то же время нельзя утверждать и необходимости во всех случаях такого толкования, покоящегося на заключении по аналогии: несомненно, что аналогия не полна; явления движения материальных частиц столь же полно объясняются с точки зрения атомистической теории, сколь и с точки зрения монадологии, между тем, в выяснении характера внутренних явлений природы сами С. не согласны между собой. Одухотворяя весь мир, С. следует философскому требованию единства; но в эмпирических данных нет достаточных оснований для перенесения на неодушевленный мир понятий, заимствованных из области сознания.

Ср. Willman, «Geschichte des Idealismus» (3 т.); Vacherot, «Le nouveau spiritualisme» (П., 1884); Volkmann von Volkmar, «Lehrbuch der Psychologie» (Kemend, 2 изд., 1875); Кюльпе, «Введение в философию» (СПб., 1901); Паулсен, «Введение в философию» (М., 1894).

Э. Радлов. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.

 

В первую очередь Спиритуализм — философское учение.  Спиритуалисты-философы признают сущностью мира духовное первоначало. Соответственно все   материальное рассматривается ими как творение духа (Бога).
 Но, как часто бывает в обычной жизни, это философское учение разделено  на две большие части.
Относительная и Абсолютная.
 Относительный спиритуализм прорекламировал еще Аристотель,  дав  определением души как «первой энтелехии физического тела, способного к жизни». Он имел в виду, что   душа не только придаёт форму телу, но  и своей деятельностью создаёт  это самое тело.
  Абсолютный  спиритуализм  рассматривает  душу   как субстанцию, а тело как чистое представление. По словам английского философа  Джорджа Беркли (18в.) существует только дух ,   материальный мир является обманом  чувств.  Или, говоря другими словами : бытие — это или то, что воспринимается, или тот, кто воспринимает.

В этом рассказе мы более не станем отвлекаться на философские направления, а остановимся на спиритуализме, который большая часть приверженцев принимают как религию.   Культовая практика спиритуализма представлена  спиритическими сеансами,  которые  проводятся для вызова  духов умерших людей и общения с ними.
Как же начался спиритизм?
Общения с духами существовало с далекой древности, но об этом мы поговорим позже. Пока вспомним историю возникновения современных спиритических практик.
31 марта 1848 года  появилось первое сообщение про  сёстрер  Кейт и Маргарет Фокс из Гайдсвилля, штат Нью-Йорк. Они  вступили в общение с духом торговца-разносчика,  убитого бывшими владельцами дома и захороненного в подвале. *Конечно,  сёстры Фокс были не первыми, кто входил в таинственные контакты, но ранее никто широко о подобных происшествиях не заявлял. Сестер подняли, как знамя,  и по Европе покатились спиритические сеансы.
*в 1904 году там  были  найдены человеческие останки  
Более подробно эту захватывающую историю можно узнать тут
Основные положения спиритуализма содержатся в «Декларации принципов», принятой  в 1899 «Национальной ассоциацией спиритуалистских церквей» ( созданная в 1893 году в Чикаго) .
Но, как в каждом приличном почине, у спиритуалистов  произошел раскол.
В середине XIX столетия Аллан Кардек выдвинул идею,  что духовное развитие человечества движимо колесом реинкарнаций («перевоплощений»).  Приходя в земную плоть, духи  очищаются. Они возвращаются,  проходят  новые жизненные испытания и тем самым совершенствуются.   «Книга Духов» (1857), написанная по утверждению автора в «соавторстве» с духами умерших, многими считается «библией спиритуализма».
Дух, прошедший все перевоплощения, становится «чистым» и переходит в вечную жизнь, наслаждаясь её блаженством. Все приобретенное духом в земном существовании им  не утрачивается. Переродившиеся духи  населяют разные планеты Вселенной. Идея перевоплощения душ не понравилась спиритуалистам  англо-американской школы (к которой принадлежали и русские исследователи). Но в настоящее время большая часть исследователей склоняется к ее правильности.
В 70-х годах XIX века ( в России) по инициативе Дмитрия Менделеева была создана «Комиссия для изучения медиумических явлений», в которую вошли ряд авторитетных учёных. Вывод комиссии был следующим: «Спиритические явления происходят от бессознательных движений или сознательного обмана, а спиритическое учение есть суеверие». Этот вывод Менделеев затем обобщил в брошюре под названием «Материалы для суждения о спиритизме»  

Разберем самые характерные составляющие спиритизма:
В первую очередь нужен Медиум — чувствительное физическое лицо,   служит связующим звеном между двумя мирами: материальным и духовным.
Бывают  два основных вида медиумизма: ментальный (трансовый) и физический.
Ментальный медиум  для общения с духами использует телепатию. Он «слышит», «видит» или «чувствует» информацию, которая передается ему духом-посредником. Для  ментального медиумизма требуется способность к  ясновидению ( «внутреннее зрение»), «яснослышание» и «ясночувствование».
Наиболее частой  разновидностью ментального медиумизма является «прямой голос» (или «речевой медиумизм»). Это явление  известно с древности.  Самые известные «прямые голоса»  это   сущность, с которой общался Сократ  и  «голоса» Жанны д’Арк. Некий  Джонатан Кунз (фермер из Огайо),   получал сообщения, используя оловянный мегафон, откуда исходили «голоса».
Автоматическое письмо (от греч. autоmatоs — самопроизвольный) — процесс ( результат) написания текста и изображения  рисунков и знаков .Косвенная психография осуществляется  с помощью материального объекта, например, доски Уиджа. Прямая психография  и есть собственно процесс  автоматического письма.  В 1882 году нью-йоркский дантист Джон Б. Ньюброу написал книгу «Oahspe»,   «под диктовку духов». Английская домохозяйка Розмари Браун автоматически записывала ноты (не зная нотной грамоты) и таким образом получала  музыкальные произведения. Их  подлинными авторами считают духов   Листа, Шопена, Бетховена  В 1914 году Эльза Баркер опубликовала роман  «Письма усопшего»,  составленный из переписки с духом судьи Дэвида П. Хатча. Способностью к «автоматическому письму» обладал Вл. С. Соловьев, который, «пассивным медиумом».
Физический медиумизм происходит как  энергетический контакт «духа»   посредством медиума.  В этом состоянии человек проявляет  различные паранормальные способности: материализацию, аппорты, психокинез, левитацию и т. д. Во время сеансов случаются материализации  (ранее явление называли духовными формами) при спиритических контактах это проявление посторонней живой материи. Неизученной природы, она может   принимать формы лиц, конечностей, человеческих и звериных  фигур, как полных, так и недооформленных. Так же описываются случаи появления натуральных предметов (цветов, камней и т.п.), по воле медиума.
Кроме этого необходимо отметить феномен «спиритической фотографии», который  относится к числу пограничных медиумических явлений, он сочетает в себе все вышеперечисленные признаки. Доктор Бараду   в  1896 году    сумел «сфотографировать мысль». Предлагая испытуемым класть ладони на фотографическую пластинку и при этом напряжённо «рисовать мыслью» тот или иной объект, он получил, как утверждал, несколько сенсационных фотографических отпечатков, напоминавших очертания человеческих фигур, лиц и предметов. В истории парапсихологии имеется сообщение о том, что 4 августа 1893 года доктор Истрати, находясь на расстоянии 300 километров от дома своего знакомого в Бухаресте, «усилием мысли» оставил у того на фотопластине «светлое пятно, на котором прослеживался мужской профиль»
Далее медиум входит в контакт с духом. В  спиритуализме «духом-наставником» ( духом-связным   ) называют  бестелесную духовную сущность, устанавливающую с медиумом постоянный позитивный контакт. Термин дух-оператор   используется в отношении сущности, которая использует медиума в качестве энергетического источника. При спиритическом общении случается, что появляется  эктоплазма. Она  выделяется организмом (через нос, уши и т. д.)  медиума и служит затем основой для дальнейшего процесса материализации. Очевидцы описывают эктоплазму как вязкую, светлую  субстанцию загадочного происхождения.
Экоплазму пытались исследовать в лаборатории, но справедливости ради надо сказать, что при появлении серьезных исследователей это явление стало исчезать.

Необходимые условия для успешного контакта  напрямую зависит от настроя, доброжелательности и открытости наблюдателей.

Все вышеперечисленное , собранное вместе и дает начало спиритическому сеансу.
Если в начале увлечения спиритизмом контакт происходил перестукиванием и вселением духа в медиума, то  в начале 1850-х годов появились  спиритические столы и планшетки.
«Говорящая доска» или «уиджа» — доска для спиритических сеансов с нанесенными на неё буквами алфавита, цифрами от 1 до 9 и нулем, словами «да» и «нет» и со специальной планшеткой-указателем. Изобретена в XIX веке американцем Э. Бондом  как  домашняя игра.  Название придумано, что называется  от  фонаря,    новую игру рекламировали  как древнеегипетскую ,  при этом объяснялось, что словом «уиджа» древние египтяне обозначали удачу.  По другой версии, Ouija — это комбинация двух слов, означающих «да»: французского «oui» и немецкого «ja». Во время первой мировой войны доска была популяризирована американским спиритуалистом П. Курраном   в качестве спиритического инструмента .
В менее продвинутых салонах используют блюдечко с риской-указателем и круг  нанесенными буквами.
Известны почти детские способы вызова пиковой дамы, матного гномика и прочих сказочных персонажей. 

Даже жесткие критики не отрицают, что    известны как минимум несколько медиумов, демонстрировавших подлинные явления. Однако в целом  преобладает скептическое отношение к медиумизму.

Больше о спиритизме, его исследованиях и критике можно узнать тут.

 

                                  

Спиритические  сеансы домашние

проводятся  группой  людей, которые,  взявшись  за  руки,  образуют  магический круг,  тем  самым,  концентрируя  в  нем  энергию  и передавая  ее  в  распоряжение  духа.  Дух  пользуется ею  для  материализации  или  для  произведения различных  стуков,  движений.

Самый  простой  из  известных  способов  пообщаться с  духом:

В  нем  могут  принимать  участие  только  два человека.  Для  проведения  этого  сеанса  вам потребуется:  книга,  красная лента  и  ножницы. Возьмите  любую  книгу,  лучше  духовного  содержания,  положите  между  страниц  ножницы, оставив  кольца  снаружи.  Крепко  перевяжите книгу лентой.  Теперь  можете  начинать.  Вам  надо  взяться за  кольца  ножниц  мизинцами,  сосредоточиться  и позвать: 
"Дух, приди!"
Через  некоторое  время  вы  увидите,  что  книга двигается.  что дух пришел. Задавайте  ему  вопросы. Если  книга  повернется  вправо, то это -  да, если влево, то  - нет.

 Классика:

Перед  началом  сеанса  нужно  открыть  форточку  или приоткрыть  дверь – через  них  дух  проникнет  в помещение.  Сеанс  не  должен  проходить  при электрическом  свете,  поэтому  надо  заранее приготовить  свечи.  Они  будут  освещать  ваши действа. На теле  не  должно  быть  никаких металлических  предметов.  Строго  запрещается заниматься  спиритическими  сеансами  более  одного часа  в  сутки,  за  один  сеанс  вызывать  более  трех духов,  пить  перед  сеансом спиртное  и  много  есть.
Вы  приготовились.  Положите  магический  круг  на стол,  зажгите  свечи,  подогрейте  над  одной  из  них блюдечко и  положите  в  центр  круга.  Все  участники сеанса  должны  дотронуться  кончиками  пальцев  до блюдца  и  повторять:  "Дух того-то, приди!" Вскоре  вы  почувствуете,  что  блюдце  начало потихоньку  двигаться.  Это  пришел  дух. Поинтересуйтесь  у  него,  намерен  ли  он  сегодня разговаривать,  будет  ли  он  отвечать  на  все  вопросы,  хорошее  ли  у  него  настроение.  Блюдце начнет  двигаться  на  "да"  или  "нет".  Если  вы получили  утвердительный  ответ,  то  можете спрашивать  дальше.  Для  начала  лучше  задавать  такие  вопросы,  ответы  на  которые  требует однозначного  ответа.  Это  поможет  вам  привыкнуть к  движениям  блюдца.  Сначала  несколько  минут могут  получаться  бессмысленные  сочетания  букв,  но  потом движения  замедлятся  и  станут  плавными. Общаясь  с  духами,  вы  должны  быть  максимально деликатны,  тактичны
Не  надо  прибегать  к  спиритическому  сеансу  с неблагородными  целями.  Помыслы  должны  быть чистыми,  и  тогда  на  ваш  зов  откликнется  добрый дух.

 

Уникальные фотографии неопознанных объектов, сгустков тумана (энергий?) и света, сделанные в местах проведения спиритических сеансов или около таковых.

 

 

 

 

 

                                       в меню


Hosted by uCoz